Увы, но «Дракула» от Стивена Моффата и Марка Гэтисса 2020 года выпуска демонстрирует собой пример того, как порой деградируют сериалы. Ну, сами знаете: первой сезон – хоть куда, второй – похуже, но все еще ничего, третий – полный слив, закройте мне глаза, лучше бы не смотрел. Вот только столь печальную динамику Стивен Моффат и Марк Гэтисс умудрись продемонстрировать в одном коротком сезоне, всего три эпизода, даром что по полтора часа. Первый – выше всяких похвал, второй – середнячок, а третий – ну да, лучше не смотреть. Зная любовь авторов к деконструкциям и троллингу, можно было бы предположить, что они нарочно. Но это вряд ли.
В 2017 году Стивен Моффат одновременно разделался с двумя важными для себя сериалами. Во-первых, уступил место шоураннера в «Докторе Кто» Крису Чибнеллу (одно из самых неоднозначных событий в истории современного телевидения). Во-вторых, «Шерлока» после некоторых многозначительных намеков на возможное продолжение закрыли после четвертого сезона (одно из самых запоздалых решений в истории современного телевидения). В общем, мистер Моффат стал свободней свободного и достаточно скоро сообщил, что работает над двумя новыми проектами. Во-первых, собирается запустить сериал про графа Дракулу. Во-вторых, возьмется за новую экранизацию «Жены путешественника во времени» Одри Ниффенеггер. Оба проекта состоялись, вызвали различную реакцию публики и критиков. Но сейчас речь идет именно о первом, о «Дракуле».
Предварительные заявления авторов сериала интриговали. Они уверяли потенциальных зрителей, что расскажут историю Дракулы практически от первого лица, сделают его деятельным главным героем, а не жуткой сторонней угрозой, с которой должны сразиться по-настоящему главные герои. Более того, от них ждали нового взгляда на классического персонажа, то чем они когда-то всех и покорили, встроив Шерлока Холмса в современность и устроив ему психоаналитическую вивисекцию. Другое дело, что с графом Дракулой такое проделать гораздо сложней, чем с Шерлоком Холмсом. Как бы разные интерпретаторы не обходились с прославленным детективом (делали его персонажем пародии, меняли пол и т.п.), суть персонажа, в общем-то, оставалась неизменной – гений логики, противостоящий преступному миру. На этом поле еще было местечко порезвиться, чем Моффат и Гэтисс и воспользовались. А вот Дракулу за годы после выхода в свет романа Брэма Стокера потерзали гораздо сильней. Итак, повторим первое слово данного текста: «Увы». Увы, но Моффат и Гэтисс так и не сказали о Дракуле ничего особенного, они, кажется, решили проблему новизны тем, что свели в одном сериале все, что сделали до них. Скажем так, «Дракулу» можно смотреть в качестве этакой энциклопедии по дракуловедению. И это-то как раз не плохо, это-то как раз очень даже забавно и любопытно. А в том, что Дракула показан в сериале как бисексуал, право слово, нет ничего неожиданного, он же вампир, он же пьет кровь у всех людей, пол жертвы ему не важен. Он, вообще, не человек, знаете ли, а монстр. К тому же после Энн Райс (пусть писала она про своих вампиров, а не про стокеровского графа) уже точно ничего нового на эту тему сказать невозможно. А то, что вместе с кровью Дракула в некотором смысле всасывает разум жертвы, на первый взгляд, может, и покажется оригинальным ходом — наши истории растворены в нашей крови, красиво, — но тут стоит вспомнить про знаменитые мангу и аниме «Хеллсинг». Там схожая идея пусть и реализована гораздо прямолинейней, но зато раньше.
Единственное, на что создатели сериала не пошли, так это то, что они не стали делать Дракулу милым вампиром, который на самом деле не такой уж и плохой. Хотя такой подход сейчас и в тренде, Моффат и Гэтисс остались верны классике. Дракула у них – чудовищный монстр. Да, по-своему он очарователен, порой весьма остроумен, но монстр остается монстром. В финале зрителю предлагают проникнуться всей болью вечного вампирского существования, но этому уделено столь мало времени, что данный момент не работает на современные подходы к переосмыслению классических злодеев. И вот тут-то хочется верить в том, что это было сделано сознательно, а не от усталости. Потому что если сейчас и можно чем-то удивить в вампирской тематике, так это предельной традиционностью.
Сюжетно классическая история о Дракуле делится на три части: пребывание Джонатана Харкера в замке графа, путешествие нашего вампира в Англию на корабле «Деметра» и, собственно, события в Лондоне. В самом романе эти части не равноценны по объему — самая обширная третья, самая небольшая вторая. В экранизациях же они обычно приблизительно равны по хронометражу. Эту трехчастную структуру Моффат и Гэтисс применили и в своем сериале, каждый раз выворачивая знакомую историю если не наизнанку, так хотя бы ставя ее под новым углом зрения, привнося свои, порой весьма занятные коннотации.
Выше уже было сказано, что удачней всего вышел первый эпизод. Это произошло во многом из-за необычного подхода к развитию повествования. История Джонатана Харкера дается через рассказ самого Джонатана Харкера. Нам показывают изможденного, явно смертельно больного мужчину, которого допрашивает ретивая монашка. Монашка хочет все знать про графа Дракулу, Харкер и рад рассказать о пережитом. При этом его рассказ ритмично перебивается комментариями собеседницы. Уже скоро мы узнаем, что ее зовут Агата Ван Хельсинг (ага, главному противнику Дракулы поменяли не только пол, но и социальный статус, на самом деле вышло достаточно оригинально), про личность монашки, которая пришла с ней, не стоит говорить, дабы сохранить интригу. В ходе рассказа Харкера выясняется масса разных любопытных нюансов, особенно интересных зрителю, который хорошо знает первоисточник. Именно в этой части создатели сериала формируют основной вопрос истории, а именно: почему граф Дракула вынужден следовать всем этим странным правилам, которые так ограничивают вампиров? Почему он боится креста? Почему не может зайти на некую территорию без приглашения? В конце концов, почему боится солнца? Не переживайте, все вопросы будут разрешены, но уже в финале сериала. Хотя лучше бы этого не произошло. Эпизод не сводится к рассказу Харкера, в какой-то момент к монастырю, в котором происходит допрос, является и сам граф Дракула, что повлечет за собой по-настоящему дикие события. Все это присыпано доброй порцией черного юмора, который порой превращает происходящее в фарс. Но при этом серьезность повествования не сходит на нет, скорее — наоборот.
Второй эпизод устроен попроще, пусть в его начале создатели и попробовали повторить фокус с допросом из предыдущего (на этот раз Агата Ван Хельсинг, скажем так, берет интервью у Дракулы). Вышло не так впечатляюще, но все еще интересно. По сути перед нами герметичный детектив, только в данном случае мы все прекрасно понимаем, кто убивает пассажиров корабля. Моффат и Гэтисс скрещивают Стокера с Кристи (ага, с Агатой), получилось достаточно бодро, но уже не так непредсказуемо, скажем прямо, весьма банально. Но все равно смотрится вполне бодренько, хотя саспенса стало и поменьше. Опять же это происходит потому, что монстр нам явлен в полный рост, мы к нему привыкли, мы даже немного умиляемся его шуткам, возможно, кто-то даже за него болеет. Любопытно, что этот эпизод из истории графа Дракулы еще в начале нулевых решили положить в основу отдельного фильма. Тогда такая идея казалась вполне себе оригинальной. Фильм, кстати, вышел, причем в этом году. Неважно, по каким причинам случился в данном случае производственный ад, поражает то, что фильм все-таки сняли, хотя после второго эпизода «Дракулы» 2020 года должно было быть ясно, что лучше не получится. Все-таки Моффат и Гэтисс умеют выжать из любой идеи все, что можно из нее выжать, беда только в том, что порой они выбирают не самые удачные идеи, что и приводит нас к третьему эпизоду.
Он-то как раз ближе всего к тому, что ждали от этого сериала потенциальные зрители. Вот он Дракула в современности. Как это случилось, если первые эпизоды происходят в конце XIX века, не стоит рассказывать опять же из стремления сохранить интригу. Разумеется, создатели сериала не могли не пошутить на тему того, что приложения для знакомств для графа станут этаким подобием меню. Есть еще пассажи про равноправие. Но все это смотрится бледненько. Да, сатира всегда украшала ужастики, тут она не помешала бы, но эти вялые шутейки как-то на сатиру не тянут. Повествование же скомкано, торопливо. Перенос классических персонажей в современность получился пусть и логичным, но скучным. И самое главное: историю нам теперь падают линейно. Повествовательная затейливость первых эпизодов забыта, хотя именно она и делала их интересней. Такое впечатление, что Моффат с Гэтиссом решили, что простого переноса событий в наши дни хватит для успеха. Но то, что хорошо вышло с первым сезоном «Шерлока» (самым простым из четырех), в данном случае не сработало. Финал получился провальным. Сериал пришла пора закрывать. Ну, так продолжения, к счастью, и не планировалось.
У «Дракулы» есть еще одна проблема. Над ним нависают два сериальных гиганта современности — «Доктор Кто» и «Шерлок». Моффат и Гэтисс то ли случайно, то ли намеренно постоянно делают к ним отсылки. То случаются прямые цитаты из «Доктора Кто» (например, монолог настоятельницы монастыря практически цитирует монолог Мисси из десятого сезона, там, где про самый темный час и прочее), то на экране начинаются сплошные «чертоги разума» (привет «Шерлок», мы, конечно, очень любим «чертоги разума»). Это можно назвать авторскими штампами и утомительными самоповторами, или самоцитатами, которые наоборот должны радовать фанатов. Закономерно, что при взгляде на то, как прописана сестра Агата, в голову сразу же приходит мысль, что вот так Стивен Моффат мог бы прописать женское воплощение Доктора. Грустно становится, что в реальности этого не случилось. Хотя легко представить, что если бы Моффат остался шоураннером «Доктора Кто», его, конечно же, закидали бы критикой за то, что он явил на свет еще одну сильную и язвительную женщину в своем фирменном стиле. Но... Ладно, отвлеклись и хватит. Надо бы еще сказать несколько слов про актеров.
В актерском составе стоит выделить троих. Клас Банг невероятно харизматичен в роли Дракулы. Он умудряется оставаться пугающим, даже когда шутки шутит. Удивительно, что этот талантливый актер до сих пор по-настоящему не открыт мировым кинематографом. У сожалению, «Дракула» не стал той стартовой площадкой, с которой его карьера могла бы по-настоящему взлететь. Долли Уэллс отлично справилась с ролью Агаты Ван Хельсинг. Она умна, язвительна, самостоятельна, но при этом уязвима и порой глупа. Ошибки ее персонажа фатальны, но актриса умеет сыграть достойное их принятие. Долли Уэллс точно заслуживает гораздо более впечатляющей карьеры. Джон Хефферман не менее интересно смотрится в роли Джонатана Харкера. Более того, он, пожалуй, выглядит самым сильным актером в этой троице. У него, к сожалению, меньше всего экранного времени, но это не мешает ему запомниться. Еще один актер, которому хочется пожелать вырваться из британской коммуналки.
А теперь самое важное: стоит ли, вообще, смотреть «Дракулу»? Вопрос на самом деле сложный. В плюсах отличный первый эпизод и просто хороший второй. Туда же можно отнести необычную манеру повествования, она и делает первый и второй эпизоды запоминающимися. Опять же — актеры прямо стараются, прямо вытягивают. К тому же в сериале имеются хорошие такие пугающие моменты. То муха в глаз одному из персонажей залезет, то мертвый ребенок высунется из-под кровати. Отдельное удовольствие угадывать всевозможные отсылки к самым разным фильмам (и не только про Дракулу), например, в конце второго эпизода сложно не вспомнить «Пиратов Карибского моря» (ага, достаточно неожиданно). А в минусах у нас провальный третий эпизод. К сожалению, шоураннеры не смогли достойно завершить историю. Что не может не испортить впечатление. Потому ответить на вопрос, заданный в начале этого абзаца, крайне сложно. Хочется, конечно, отмахнуться, сжульничать и сказать: «Решайте сами». Но это несколько нечестно. Потому скажем: «Не стоит». Хотя можно и так, пусть это и попахивает жульничеством: «Посмотрите первые два эпизода, а третий придумайте сами, возможно, у вас это получится лучше, чем у Моффата с Гэтиссом».
В ролях Арлетти, Жан-Луи Барро, Пьер Брассер, Марсель Эрран, Пьер Ренуар, Фабьен Лорис, Мария Касарес, Леон Лариве, Этьен Декруа, Жана Маркен, Марсель Монтиль, Луи Флоранси, Хабиб Бенглия, Жак Кастело, Поль Франкёр, Альбер Реми, Робер Дери
Историческая драма
Оценка 8.3 (19 976) Моя оценка 9 (великолепно)
Другие названия "Бульвар преступлений" (Бразилия), "Дети Олимпа" (Германия), "город любви" (Венгрия), "Потерявшиеся любовники" (Италия), "Комедианты" (Польша)
Производство Société Nouvelle Pathé Cinéma
В двух словах. История о любви и смерти, которые тесно переплетаются в театральном мире Парижа первой половины 19 века. Дань уважения эпохе, театру и пантомиме.
В 1947 фильм номинировался на Оскар за лучший оригинальный сценарий.
Первая серия "Бульвар преступлений". Вторая серия "Человек в белом".
Париж 20-30-е годы 19 века. Небольшой театр пантомимы накрепко связал судьбы главных героев. Четверо разных мужчин влюблены в Гаранс, актрису любительницу, бывшую прачку. ставшую содержанкой графа.
Остальные участники танца любви и смерти выдающийся актер Фредерик Леметр, великий мим Батист и выдающийся бандит и драматург-любитель (менее выдающийся, но очень циничный) Ласнер.
Герои сталкиваются, расходятся, но судьбы их тесно сплетены.
Раек — это места на галерке (билеты по 4 су, а в ложу — по 1 франку). В данном случае, публика одного театра пантомимы, на глазах которой разворачивается вся история. Театр был жутким хламом, пока не появился Батист. "Великих актеров много, а великих мимов до тебя не было".
О райке Батист говорит с теплотой и сочувствием "А какая публика! да, это бедняки. Но Это чистое золото". "У них жалкая жизнь. Но они умеют мечтать". И добавляет "Да я и сам такой".
Актерский состав. Снял этот шедевр, лучший фильм французского поэтического кино снял Марсель Карне (это его лучший фильм и пик карьеры — в 50-е годы фильмы Карне были уже не столь популярны).
В фильме снялись звезды и известные актеры Арлетти (Гаранс), Жан-Луи Барро (Батист), Пьер Брассер (Фредерик Леметр), Марсель Эрран (Ласнер), сын художника Огюста Ренуара и брат режиссера Жана Ренуара Пьер Ренуар (старьевщик и скупщик краденного Иерихон) ("Мадам Бовари", "Ночь на перекрестке", "Белые ночи", "Марсельеза"), испанка Мария Казерес (жена Батиста) ("Дамы Булонского леса", "Орфей"), Луи Салу (граф де Монтре) ("Болеро", "Путешествие без надежды", "Волк Мальвенера", "Фантастическая симфония", "Белые ночи Санкт-Петербурга"), Гастон Моло (слепой попрошайка с попугаем), Марсель Перес (хозяин театра Фунамблю)("Набережная туманов", "Убийство Деда Мороза"), "Весь город обвиняет", "Пассажир дождя"), Пьер Пало (редактор театра Фунамбю)("Дама из Максима", "Распутин", "Ожерелье королевы", "Танец смерти"), учитель Марселя Марсо известный мим Этьен Декруа (отец Батиста) ("Скандал в Клошмерле", "Ворон"), Поль Франкер (инспектор полиции) ("Скромное обаяние буржуазии", "Призрак свободы", "Тереза Ракен", "Облава на блатных")
Немного о героях. Батист Дебюро -один из величайших мимов 19 века. С ним и его сыном (тем самым трогательным мальчуганом в форме гусара) сравнивали и великих мимов 20 века Марселя Марсо и Чарли Чаплина.
Пьер Франсуа Ласнер — поэт, вор и убийца, отчаянно старавшийся войти в высшее общество. Казнен в 1836. Его процесс произвел большое впечатление на Достоевского.
Цитаты. "Стоит повернуться лицом к прошлому, и оно бросается на тебя как разъяренный кот"
"Актеры не люди. Они одновременно и все, и никто".
Почему смотреть стоит (плюсы). Великий и великолепный фильм.
Жан-Луи Барро просто потрясающ и он демонстрирует великолепную пантомиму, сравнимую с лучшими мировыми образцами. Я не поклонник пантомимы, но здесь Батистом на сцене искренне восхищался (вне сцены я им был им недоволен — тема любви и измены здесь воистину печальна).
Пьер Брассер просто потрясает. Если до просмотра "Портрета убийцы" и особенно "Детей Райка" он был просто отцом Клода Брассера, то после достоин эпитета из "Фантастической симфонии" — величайший.
Отличный сценарий Жака Превера, нередко работавшего с Карне.
Впечатляющая операторская работа.
Интересно. Фильм был снят в оккупированной Франции (съемки начались в 1943 в Ницце), а вышел в прокат в уже освобожденной стране. Из-за работы в оккупированной Франции часть труппы скрывалась под псевдонимами (французские критики пишут, что многие участники труппы были в Сопротивлении. Кроме того, в создании фильма принимали участия евреи художник-постановщик Александр Траунер и композитор Жозеф Косма).
Франсуа Трюффо как-то сказал, что отдал бы все свои фильмы за возможность снять "Детей райка".
Итог. Все, что надо знать — это великий фильм. Как ни странно, в оккупированной Франции сняли много шедевров (ну, немало). Это один из самых заметных
Это великолепное кино для взрослых людей, но в 15 лет я его смотреть не стал — это не кино для подростков. Лет в 15 я попытался его посмотреть, фильм показывали по Первому каналу (в ту пору их в нашей области было всего два, во Львовской можно было еще Польшу поймать). Перед фильмом какой-то дедок долго бормотал, объясняя все величие. Но тогда я быстро выключил. Великолепие картины может оценить только взрослый человек.
Один из немногих фильмов, удачно сплавивший кино и театр.
Визуальное решение фильма просто пиршество, так и просится "просто праздник какой-то".
При всех изъянах получился эффектный, эпический и сюжетно продуманный сезон.
Один из лучших SF сериалов года.
Итак, если Зимний Исаак писал свой громадный цикл последовательно, с ответвлениями и многолетними перерывами, добавляя новые мотивы и свежие научные образы, то авторам сценария пришлось все компоновать в один сюжет и еще прыгать сверху, чтобы это добро уместилось в обычную папку :)
И у них получилось главное: основные действующие лица не выпрыгивают как чертик из коробочки, не корчат из себя "бога из машины", но реализуют планы, которые начались не вчера и завершатся совсем не завтра.
Вот сильные стороны сериала:
— роботы вообще. После того, как с людьми нормально сосуществовать не получилось, в немногих уцелевших машинах не осталось ненависти. Да, законы продолжали действовать. Да, порой от людей достается так, что кого-то надо бы и убить в ответ. Но совершенствующиеся машины пытаются выйти на новый уровень развития сами и вытащить за собой человечество. Интернета там нет, однако если машины пустились на металлолом, то чему удивляться?
— Демерзель. Отлично показано, что её личная трагедия и связь с императором оказывается несколько более глубокой, чем можно было подумать не первый взгляд :). И очень хорошо замотивирован её жест-отказ в финале девятой серии и, кстати, история с коварными заговорщиками из первого сезона, теми самыми, что исказили генетический код династии, заиграла новыми красками;
— такой специфический момент, как "транспортная связность галактики". От Трантора до Терминуса пара дней пути. Бель Риоз не месяцами ведет войну с Основанием, а все решается за неделю. Галактика одновременно и чрезвычайно велика (миллионы планет) и компактна. Если у вас есть возможность добраться до транспортной сети империи или же создать свои звездолеты, то перед вами почти бесконечный рынок / источник ресурсов. А если вы выпадаете из обоймы и не имеете своей научной школы, то неизбежно сваливаетесь в варварство;
— еще более специфический момент с медленной политико-технологической деградацией империи. Книги запрещены. Множество технологий может существовать в единичных экземплярах. То есть стоило Основанию просто плюнуть на часть законодательных ограничений, как выяснилось, что технологические ограничения — преодолимы буквально небольшим коллективом ученных и инженеров. Да, требовалась библиотека, настоящее созвездие талантов, но в Империи таких центров можно было бы создать несколько. Только вот кому это надо? Даже заговорщикам нужен совсем другой набор технологий. А локальные центры силы невозможны из-за связности Галактики: если о "независимом университете" узнают, то тут же подгонят авианосцы флот;
— местами (хотя не везде) очень хорош дизайн;
— образ Хобера Мэллоу. С одной стороны — ординарный пример мошенника, с другой — этот мошенник понимает, что же такое он сотворил и к каким последствиям это привело.
— линия императора. Это самая большая удача что первого сезона, что второго. У Азимова череда все более слабеющих тиранов (срисованная с Древнего Рима или с Византии), а тут череда клонов, которые увидели в Селдоне реальную угрозу и действительно осознали, что надо меняться. Только вот меняются не так как надо! Пусть не за одну сотню лет, но власть окончательно развратила Клеона.
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
После нападения на дворец Клеон приказывает не уничтожить Терминус, а подождать, пока он сам не явится туда для переговоров. Явился. Только не за тем, чтобы договариваться. Он пришел порадоваться смерти свои врагов и насладиться своим триумфом. Перебить клериков Основания, лично зарезать директора, посмеяться в лицо призраку Селдона, уничтожить Треминус со всем населением. Когда Демерзель это осознала, поняла, что император окончательно утратил моральные ориентиры, она немедленно бросила опекать его и отправилась на Трантор (зачем — узнаем в финале). То есть борьба с "мертвой рукой Селдона" тут была не столько в политэкономическом, сколько с личностно-нравственном пространстве. Император проиграл. Из жесткого садовника и мастера комбинаций он превратился в натурального тирана, который только что закрыл один из путей развития галактики.
Так же хорошо показано, что романтический Рассвет и осторожный Закат балансировали импульсивную натуру Дня. И второй сезон посвящен тому, как распадается эта триада, День оказывается без всяких сдерживающих центров.
И да, все три актера тянут :)
Что можно отнести к неудачам сезона?
— показательная и ненужная "политкорректность" на экране. Боевые эээ... гомосексуалисты и бодипозитивная жрица. При том, что Бель Риозу и его "жене" в качестве развязки придумали вполне себе драму, ведь реально можно было обойтись без однополой любви. Но женщина Бель Риоза потребовала бы экранного времени, её вряд ли бы он посадил в истребитель. И тут возникает вторая проблема;
— малолюдье на экране. Казалось бы, два десятка периферийных действующих лиц, и всех точно не запомнить. Но — этого категорически недостает. Ни дворец, ни флагман флота не кажутся достаточно организованными, слишком много функций приходиться сливать в нескольких действующих лицах. И при этом относительно неплохо (в смысле количества людей, принимающих решения), показан Терминус, тайная планета телепатов и еще малая свита будущей императрицы. Там людей хватает. В принципе можно было поработать с массовкой, выстроить хореографию сцен, показать, что дворец очень и очень населен, а флагман — забит людьми. Иначе не бывает. Но тут или кончился бюджет или решили, что и так сойдет...
— нищебродство Терминуса!!! Основание же располагало отличными технологиями и начало уже производить корабли. Запущена торговля. Прошло больше ста лет. Это значит как должна выглядеть столица Основания? Как уютный университетский городок. Тот идеал архитектуры, который привезли с собой изгнанники. А на экране — лагерь сквоттеров или слет чукотских бардов. Бомбжатник какой-то. Тьфу.
— линия со сверхспособностями, вообще тема с телепатами. Я понимаю, зачем это было сделано: еще одна альтернатива развития, зеленые технологии, раскрытие потенциала человека и т.п. Но в дело пошел перенос душ, пророчества, вещие сны и прочая фэнтези-атрибутика
Итого: второй сезон удачнее первого. Выстрелила часть ружей, развешанных на стенах, стало больше динамики. Если вы хотите увидеть точную экранизацию книг Азимова, можете не смотреть. Но точная экранизация потребовала бы убрать и робота, и клонов императора, и призрак Селдона. Сериал бы изрядно потерял в личностной составляющей.
В ролях Жан Марэ, Женевьев Паж, Аньес Лоран, Амедеи, Режин Лови, Жан-Клод Бриали, Жан-Поль Мулино, Фред Паскали, Полетт Арну, Робер Блом, Юбер Дешамп, Жак Иллинг, Жоэль Жанин, Аликс Махьё, Александр Астрюк, Кристиан-Жак, Лео Жоаннон, Алекс Жоффе, Андре Мишель, Жан-Пьер Мельвиль, Франс Рош, Борис Виан, Виктор Викас
Фантастическая комедия
Оценка 5.6 (61) Мя оценка 6 (средне)
Другие названия "Алхимия любви" (Дания, ФРГ)
Производство Madeleine Films (co-production), Société Nouvelle des Établissements Gaumont (SNEG) (co-production), Contact Organisation (co-production)
В двух словах. Профессор изобрел странную вещь, но без помощи влюбленной в него студентки не разобрался бы в своем изобретении. На пути настоящей любви как обычно множество препятствий. но она все преодолеет.
Фильм номинировался на Гран-при фестиваля фантастического кино в Триесте в 1963 (тогда же номинировался американский фильм "Атака людей-кукол".
Экранизация романа Вальдемара Камемпферта.
В то время тема миниатюризации пользовалась у киношников спросом. В 1958 вышел гораздо более известный американский фильм "Атака людей-кукол".
"Бродяга выращивал розы, а рос исключительно мак". Цитата из донецкого КВН уместна по отношению к этому фильму.
Но для начала ассистент главного героярасскажет, что у истока всех изобретений (а изобретение есть преступление против природы) стояла женщина.
Профессор Жером Норман увлекся проблемой заморозки живых существ с последующим оживление, но при помощи своего раствора N734 он надеется обойтись без исключительно холодных температур. Однако эксперименты не дают результатов — подопытные муравьи попросту исчезают.
Невеста профессора, дочь его учителя (она профессора не любит, но ей нравится быть замужем) рада неудачам жениха, которого надеется пристроить в концерн своей подруги, производящий напиток "Джювакола". Там профессор должен будет проводить исследования "Улучшение человеческой расы с помощью газированных напитков". ("Это твой жених? — Да. — Он и правда Ученый? — Папа мне гарантировал").
И все бы у невесты получилось, но туту появляется влюбленная студентка, которая устраивается к профессору ассистенткой. Она случайно помогает профессору понять механизм работы его препарата — он уменьшает живые организмы и замедляет жизненные процессы (идентично глубокой заморозке). К жизни объект можно вернуть, поместив в соляной раствор.
Тут разгорается борьба между тщеславной невестой и любящей женщиной, в которой тщеславная интриганка проиграет.
Миниатюризация играет важную роль в любовных играх профессора — он не решается огорчать невесту практически до финальных кадров.
Актерский состав. Снял фильм еще один режиссер, выходец из редакции "Кайдю синема". Ранее он был ассистентом Жана Гремийона, Рене Клемана и Жана Ренуара. Это одна из первых его работ. Фильмы Каста довольно своеобразны и, на мой взгляд, в дальнейшем не были ориентированы на широкого зрителя ("Солнца острова Пасхи", "Португальские каникулы").
Профессора играет Жан Марэ.
В фильме снялись звезды и известные актеры Женевьев Паж (Эдит, невеста профессора), Жан-Клод Бриали (Жан-Луп, студент, бойфренд Монет), Агнес Лоран (Монет, ассистентка профессора)("Зеленые дьяволы Монте Касино", "Французская любовница", "Знаменитые любовные истории"), знаменитый режиссер Жан-Пьер Мельвиль (комиссар полиции), Алекс Жоффе, Виктор Вика, писатель сюрреалист Филипп де Шаризе.
В эпизодических ролях известные режиссеры Кристиан-Жак, Лео Жоанно (также писатель и сценарист), Александр Астрюк (также актер, сценарист и теоретик кино). Служащего в бане сыграл знаменитый писатель Борис Виан.
Почему смотреть стоит (плюсы). Легкая фантастическая комедия, где жан Маре отходит от образа героя без страха и упрека. Его профессор — личность ведомая, зачастую нерешительная и часто колеблющаяся там, где колебаться нельзя.
В эпизодах — огромное количество знаковых персонажей французской и европейской культуры. Сам Борис Виан запрещает профессору пользоваться принесенной с собой солью.
Тут разбирают арифметику страсти Джереми Бентама.
Цитаты: "Ты путаешь награды и результаты. Премии ничего не значат. Важны причины для них".
"Думаешь, легко быть счастливой. Это очень-очень сложно".
Почему смотреть не стоит (минусы). Жан Маре считал фильм неудачным
Интересно. Фильм в 1960-е показывали по американскому телевидению. В 1964 его показал польский канал TVP.
Итог. Фильм довольно забавный, хотя явно не выдающийся. Отлично сыграла Женевьев Паж. Ее героиня — редкой стервозности интриганка. Первая — научная часть интересна. Вторая — любовная с миниатюризацией довольно дурацкая
О создателях фильма. Сценарий написала Франс Роше (она в фильме сыграла Анну Лизу. владелицу фирмы "Джюваколы".
Музыку написал легендарный "Моцарт кинотеатров" Жорж Делерю.
Продюсер Жильбер де Голдшмидт ("Шербурские зонтики", "Высокий блондин в черном ботинке").
Оператор бельгиец Гислен Клоке, обладатель "Оскара" ("Любовь и смерть", "Месть Марсельца", "Взвесь весь риск", "Тэсс").
Тэги. 1957, Франция, миниатюризация, экранизация, любовный треугольник
Не так давно на Amazon вышел второй сезон «Благих знамений» — продолжения экранизации истории Нила Геймана и Терри Пратчетта, у которой в этот раз уже не было первоисточника.
И хотя у сериала сохранились многие плюсы прошлого сезона, свежие эпизоды принесли и новые проблемы.